Машины Красной Армии времен Великой Отечественной войны

Машины Красной Армии времен Великой Отечественной войны

За историю человечества мир не знал войны кровопролитнее, чем Великая Отечественная. Борьба шла на её фронтах не только между народами, но и между техникой.

Изначально к войне наша страна была не готова, в отличии от нас, фашистская Германия была лучше вооружена, у них были современные танки, была на порядок лучше автомобильная техника. В ходе войны наш народ сплотился в кулак, произошла мобилизация сил, ученые, инженеры создали множество хорошей техники, не уступающей по параметрам технике фашистов. Наши машины не просто прошли от Москвы до Берлина, они внесли огромный вклад в победу над фашисткой Германией.

Начнём с мотоциклов, как никак они самые маленькие «вояки». Роль моторизованных частей нашей доблестной Красной армии в этой победе велик. Мотоциклы успешно помогали нашим воинам в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Москвой, Сталинградом, Ярцево, на территории Австрии, Чехословакии, Польши и Германии. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий. Обладая большой подвижностью и огневой мощью, их использовали не только как средство передвижения, связи, разведки, но также для удержания и закрепления захваченной у противника территорий и самостоятельных действий на флангах противника.

М-72

М-72

На вооружении у Советской армии в основном стояли легендарные тяжелые мотоциклы М-72, «прародители» современных «Уралов». Эти мотоциклы выпускались крупной серией с 1941 по 1960 год на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) «Искра», Горьковском мотоциклетном заводе (ГМЗ), Ирбитском мотоциклетном заводе (Ирбит), в Ленинграде на заводе «Красный Октябрь», в Киеве на заводе (КМЗ). Во время войны часть двигателей для этих мотоциклов поставлял московский завод ЗиС.

ТИЗ АМ-600

ТИЗ АМ-600

Так же использовались мотоциклы ТИЗ АМ-600. Эта модель мотоциклов, выпускалась с 1935 по 1941 годах в Таганроге «Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина»), а после эвакуации, Тюменским мотоциклетным заводом с 1941 по 1943 г.г.

Harley-Davidson WLA42

Harley-Davidson WLA42

По мимо отечественных мотоциклов на фронтах ВОВ нашим воинам помогали американские «Харлей-Дэвидсон ВЛА-42» (Harley-Davidson WLA42). Эта модель была специально разработана для военного времени. ВЛА-42 использовался в варианте «соло», так же на них устанавливали коляски от нашего мотоцикла М-72. Эти мотоциклы зарекомендовали себя в тяжелых условиях на фронте с очень хорошей стороны. По разным данным в военные годы в СССР «Харлеев» было поставлено по Ленд-Лизу от 30 до 58 тысяч. После Великой Отечественной они также продолжали служить. По воспоминаниям ветеранов материальную часть ГАИ (ОРУД) Владивостока в послевоенные годы составляли именно «Харлей-Дэвидсон ВЛА-42».

мотоциклы красной армии

Что касается автомобилей, то для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Легковые автомобили, первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан, знаменитая «Эмка» (ГАЗ-М1), модернизированный легковой командирский автомобиль (ГАЗ-11-73), полноприводный ГАЗ-61, а также семиместный представительский автомобиль с кузовом «лимузин» (ЗИС-101), выпускавшийся на Заводе им. Сталина (Москва) в 1936—1941 годах. Чуть позже на службу Красной армии поступили первые легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, которые использовали как штабные автомобили, так и тягачи для легких орудий и минометов.

ГАЗ-М1

ГАЗ-М1

ГАЗ-М1, выпускался в черном цвете с красной полосой, но до войны не все «Эмки» выпускались чёрными. Попадались и другие цвета, но редко.

ГАЗ-11-73

ГАЗ-11-73

Легковые автомобили ГАЗ-11-73, на заводе чаще всего окрашивались в черный, в небольших количествах в темно-синий, вишневый или коричневый цвета. Производить эти машины начали перед войной, поэтому большинство модернизированных «эмок» отправили на фронт, где они использовались в качестве командирских машин старшего офицерского состава. На фронте ГАЗ-11-73 для маскировки перекрашивали в стандартный защитно-зеленый цвет (хаки), хром чтобы те не блестел, также прятали под слоем краски.

ГАЗ-61

ГАЗ-61

На бездорожье ГАЗ-61 показывал высокую скорость, был надёжен и неприхотлив. Во время Великой Отечественной войны ему доверяли высший командный состав, маршал Константин Константинович Рокоссовский, Георгий Константинович Жуков и Иван Степанович Конев. Именно во время поездки на нем погиб от осколка снаряда генерал армии Иван Данилович Черняховский.

ЗИС-101

ЗИС-101

ЗиС-101 был первым советским представительским автомобилем, сошедший с конвейера 18 января 1937 году. В то время эта модель была эволюционная, в ней впервые применили множество новых технических решений, ранее не применявшихся в практике отечественного автомобилестроения. Машина имела лонжеронную раму, зависимую рессорную подвеску всех колес, вакуумный усилитель тормозов, расположенные в головке цилиндров клапаны со штанговым приводом. После модернизации (в 1940 году) автомобилю присвоен индекс ЗИС- 101А.

ГАЗ-64

ГАЗ-64

ГАЗ-64 — полноприводный армейский автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Был первым советским серийным внедорожником, предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача, но на фронте использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до десяти бойцов. Красноармейцы прозвали этот автомобиль «козликом», это прозвище затем перешло и на другие модернизированные модели ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.

Существует легенда, что на глаза начальнику ГБТУ РККА, генерал-майору И. П. Тягунову попалась статья о начале серийного выпуска джипа «Bantam BRC40» из американского журнала Automoutive Industries, это побудило генерал-майора И. П. Тягунову создать «советский Бантам». Его инициативу поддержал Нарком тяжёлого машиностроения В. А. Малышев, в свою очередь, распорядившийся ни в чём не отступать от прототипа (несмотря на возражения конструкторов), это предопределило узкую колею до 1250 мм и зауженный кузов ГАЗ-64. В январе 1941 года задание на создание этого автомобиля было поручено конструкторам одновременно двух заводов — ГАЗу и НАТИ. В задании жёстко указывались параметры нового автомобиля, длина и колея машины, грузоподъёмность (400 кг), а также срок службы (5000км). Более удачный по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) опытный автомобиль НАТИ-АР оказался технологически более сложным и потому в условиях военного времени в серию не пошёл. Разработка ГАЗ-64 (позже и БА-64) была поручена ведущему конструктору В. А. Грачёву, который должен уложится в рекордно короткие сроки, с 3 февраля по 25 марта 1941 года. Объяснялось широкой унификацией машины с серийно выпускавшимися в то время на ГАЗе автомобилями ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ-М-1. На полигоне ГБТУ РККА с 15 по 27 апреля 1941 года «Козлик» успешно прошёл войсковые испытания. В августе 1941 года вышли первые машины серии ГАЗ-64, собранных по обходной технологии. До конца 1941 года было выпущено 601 машина, а с учётом опытного образцы сошло с конвейера 602. В то время ГАЗ-64 на заводе был фактически единственным серийным легковым автомобилем.

ГАЗ-67

ГАЗ-67

В 1944 году ГАЗ-67Б модернизировали, автомобиль получил усиленные по ряду узлов передний мост и трансмиссию. Шариковые радиально-упорные шкворневые подшипники поворотных цапф переднего моста, наследованные от ГАЗ-61, были низким ресурсом (от 5 до 8 тысяч км). В ноябре 1944 года их заменили на подшипники скольжения типа «Уайт», у которых был больше ресурс. При этом новые подшипники были ремонтопригодными и не боящиеся ударных нагрузок. По мимо этого они не были так чувствительны к загрязнениям из-за ненадёжности уплотнения сфер шаровых опор. Больше претензий к узлу при эксплуатации не возникало. Примененное техническое решение шкворневых опор оказалось удачным и впоследствии долгие годы применяли на других лёгких вездеходах завода: ГАЗ-69, ГАЗ-62, ГАЗ-М72, ГАЗ-М73. После 15 ноября было внедрены усиленные крепления подшипников ступиц передних колёс. Улучшили уплотнение шлиц переднего карданного вала. После 25 октября улучшения коснулось крепления передних рессор с помощью сквозных болтов вместо стремянок. Заменили плоские резиновые подушки стоек амортизаторов на более долговечные, шарнирные соединения. Внедрили более жёсткие диски колёс с увеличенной на 0,5 мм (до 3,6 мм) толщиной металла и упрощённой конфигурации. С 5 ноября 1944 года был уменьшен угол до 2 градусов наклон оси шкворня вперёд (кастор), эти изменения были внесены для уменьшения «виляния» колёс. В итоге с 23 октября на двигатель поставили более совершенный распределитель типа Р-15, оптимального улучшенный с распределителем Р-12 6-ти цилиндрового двигателя ГАЗ-11. На свечи зажигания вместо медных пластин установили изолированные высоковольтные провода, они обеспечивали поддержание своей стабильной регулировки и лучшую пылевлагозащищённость электрических соединений с возможностью экранирования их от создаваемых радиопомех.

автомобили времен Великой Отечественной войны

Перед войной автомобильные войска Красной армии и материальное снабжение в основном комплектовались автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В ходе войны эти автомобили были максимально упрощены, железные кабины заменялись на фанерные, устанавливались угловатые крылья, место двух ставилась одна фара и т.д.. Упрощенные автомобили ГАЗ-АА и ЗиС-5 получили новые индексы, ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6 было гораздо меньше, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Личный состав и раненых перевозили на автобусах ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. База последнего послужила для санитарного автобуса ГАЗ-55.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

ГАЗ-ММ знакБлагодаря массовому конвейерному производству, ГАЗ-АА перед войной был самым популярным автомобилем. Грузоподъемность у грузовика была 1,5 тонны, в связи этим получил название «полуторка». Второе, но менее популярное название этого грузовика «полундра». Этот грузовик был неприхотлив и надежен. В годы войны «полуторка» сослужила добрую службу советским солдатам, в связи с чем машина-герой во многих городах установлена на постамент.

ЗиС-5 и ГАЗ-ММ

ЗиС-5 и ГАЗ-ММ

ГАЗ-03-30 (Автобус созданный на базе ГАЗ-АА)

ГАЗ-03-30 (Автобус созданный на базе ГАЗ-АА)

Автобус ЗиС-8 созданный на базе ЗиС-5

Автобус ЗиС-8 созданный на базе ЗиС-5

Немаловажную роль сыграли поставки техники от союзников по ленд-лизу. Они передали нам около пятидесяти моделей автомобилей от американских, английских и канадских фирм. Больше всего поступило: Willys MB и Bantam 40RC — первые в мире джипы созданы на базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, «тяжеловесы» Mack и Diamond T980. Самыми распространенные из них, судя по всему, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. На фронт по ленд-лизу поступило сотни тысяч автомобилей.

Willys MB

Willys MB

Легендарный американский джип «Willys MB» (Виллис) времён Второй Мировой Войны появился ещё на самой заре автомобильного века, но до войны особого интереса ни у кого не вызывал. И лишь всеобщая автомобилизация Второй Мировой Войны поставила перед конструкторами вопрос о создании транспортного средства повышенной проходимости, которым было бы бездорожье не почем.

Армии США к 1941 году потребовался разведывательный автомобиль небольшой массы, который без труда мог преодолевал бездорожье. В конкурсе по созданию автомобиля участвовало 135 американских фирм. Военные заказчики поставили перед конструкторами сложнейшие условия, но как ни странно, лучше всего с заданием справились конструкторы не именитых автогигантов, а небольшой малоизвестной компании по производству малолитражек «American Bantam». 23 сентября 1940 года армейским заказчикам был представлен прототип будущего «Виллиса». Военные остались им удовлетворены несмотря на то, что масса получилась на 330 кг выше желаемой. Поняв, что первоначальное требование было нереальным, военные изменили этот пункт конкурса.

Оригинальный проект от «Bantam» был переработан с учётом наработок Ford, и Willys, после его военные заказчики выдали каждой из трёх фирм заказ на 1500 внедорожников. Соответственно новые внедорожники назывались Willys MA, Ford GP и Bantam BRC 40. В июне 1941 года с конвейера выехал первый Willys MA. Начавшая Вторая Мировая Война вынудила военное ведомство США дать срочное указание развернуть массовое производство новых автомобилей. Летом 1941 года джипы от всех трёх производителей были сильно модернизированы на базе конструкции фирмы «Willys» – так зародился джип «Willys MB».

У кузова «Виллиса» есть свои особенности, она из главных, это вырезы место дверей, лобовое стекло которое откидывается на капот и наличие складывающего брезентового верха, на бортах крепились, лопата, топор и прочий «полевой» инструмент, а снаружи сзади крепились канистра и запасное колесо которое по наше время устанавливается на том же месте. В угоду военного времени, бензобак разместили под водительским сиденьем, которое при каждой заправке приходилось откидывать.

Для ночного ремонта или передвижения в темноте без устройства для светомаскировки, была особая конструкция фар. Из-за чего фары были немного утоплены относительно решетки радиатора, это связано с особым креплением. Достаточно было открутить по одной гайки и оптика тут же перевертывалась рассеивателями вниз, становясь источником света.

На внедорожник устанавливали четырехцилиндровый двигатель объемом 2,2 лит., мощностью 60 лошадиных сил, который работал в паре с трехступенчатой механической коробкой передач. Максимальную скорость мог развить до 104 км/ч. Скорость все же была главной задачей внедорожника, предназначение его было в преодолении разного рода препятствий. «Виллис» с этим отлично справлялся и замечательно чувствовал себя на бездорожье (брод мог преодолеть глубиной до 0,5 метра).

Трансмиссия устанавливалась с двухступенчатой раздаткой Dana 18 фирмы Спейсер, которая, при включении понижающей передачи, уменьшала число оборотов, идущих от коробки к мостам в 1,97 раза, а так же служила для выключения переднего моста при движении по шоссе. Вместимость топливного бака была 57 литров горючего, а допустимую нагрузку, которую внедорожник был в состоянии перевезти составляла 250 кг. Рулевая система была без гидроусилителя, зато с червячным редуктором который понижал обороты рулевого колеса в 14 раз, но это не спасало, руль был достаточно тугим.

По программе ленд-лиза в СССР с 1942 года начали поступать «Виллисы» разной модификаций. Автомобиль хорошо зарекомендовал себя в условиях боевых действий. Внедорожник служил у нас как машина разведки, командного состава, а так же была тягачом пушек. На некоторые«Виллисы» устанавливались стрелковое оружие и пулеметы. Были эти внедорожники и у медиков, с установленными носилками. Пародоксально, но многие ленд-лизовские Джипы были не виллисовской, а фордовской продукцией, тем не менее у нас в стране получили известность под названием «Виллис». За годы войны фирма «Willys» произвела больше трехсот пятидесяти тысячи Джипов, «Ford» немного меньше около 280 тысяч. В СССР по ленд-лизу было отгружено чуть больше пятидесяти тысяч машин, при этом, часть из них поступала к нам в виде машинокомплектов, которые собирались у нас.

Американские машины были незаменимыми помощниками на ровне с нашими «эмками», «козликоми» и любимцами красноармейцев, а также одним из символов Великой Отечественной. Виллис стал эталоном для создания легких, выносливых внедорожников. Тем не менее, эти, в общем-то, замечательные машины были и с недостатками. В отличии от наших «козликов» им требовались хорошие масла, высокооктановый, дефицитный бензин и это делала их дорогими в обслуживании в военное время, когда была нехватка всего. За слабую устойчивость на поворотах, вызванной узкой шириной при высоко расположенном центре тяжести вообще говорить не стоит. В общем дороги они и опасными в использовании.

Studebaker us 6x8

Studebaker us 6×8

Благодаря мобильности автомобильного транспорта Красная армия могла осуществлять быструю и крупномасштабную доставку и перевозку войск, вооружения, боеприпасов, продовольствия, обмундирования, эвакуацию в тыл гражданского населения и раненых, а также поврежденной военной техники. По знаменитой Дороге жизни во времена блокады Ленинграда автомобильный транспорт также сыграл важнейшую роль, обеспечив связь осажденного города с внешним миром. Была осуществлена крупномасштабная перевозка во время Московской, Сталинградской, Курской битв. В 1944 году благодаря автотранспорту стало возможным Красной армии перейти к освобождению от немецких захватчиков оккупированных стран Европы, Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Югославии, а также Болгарии. Наиболее масштабные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, объем перевезенных грузов составил свыше 1.2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей до 350 км. Всего за годы войны автомобилями перевезли около семисот тысяч тонн грузов (что составляет приблизительно сорок миллионов железнодорожных вагонов). Больше половины от общего объема перевозок осуществились на автомобильном транспорте.

автомобили времен ВОВ

В связи с нехваткой военных автомобилей в Великую Отечественную войну гражданские автомобили переоборудовали в боевые машины реактивной артиллерии. Монтировали гвардейские минометы, многозарядную пусковую установку «катюшу» на автомобили БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12. С весны 1942 года их устанавливали преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные автомобили. Самым известным среди них был Studebaker US6. За время Великой Отечественной войны было создано множество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; наша промышленность за эти годы произвела более 10 тысяч боевых машин реактивной артиллерии. Катюша признанна самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны. Из-за звука, издаваемого оперением ракет немецкие оккупанты прозвали её «орга́н Сталина».

БМ-13

БМ-13

В СССР перед Великой Отечественной войной на базе автомобилей М-1, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили различных типов, которые различались по своей массе и вооружению на три категории: легкую бронемашину до 4 т, БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с установленным пулеметным вооружением, средняя бронемашину от 4 до 8 тон, БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10 и тяжелую, вес которые был более 8 тон, БА-11, БА-11Д, с пушечным и пулеметным вооружением.

БА 20

БА 20

БА-10

БА-10

БА-11

БА-11

Кроме них в начале войны существовали плавающие бронеавтомобили ПБ-4 и ПБ-7, специализированные для передвижения по железной дороге БА-20, БА-10 и санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22.

Бронемашины имели несущие корпуса, преимущественно закрытого типа и башню кругового вращения. Шасси у них были двух и трехосные, за частую полноприводные, с пневматическими пулестойкими шинами. Но в начале войны стала очевидно, что бронеавтомобили для артиллерии и ударов авиации уязвимы, к тому-же страдала проходимость, из-этого их использование к 1942 году было практически прекращено. Только легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использовать для разведки и связи. Бронемашины того времени послужили прообразом бронетранспортеров, у которых сегодня несколько другие и задачи цели.

Я-12

Я-12

Что касается гусеничной вездеходов, то они в основном использовались в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 Челябинского завода и Я-12, Я-13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года. В ходе войны тракторные заводы перешли на выпуск танков и самоходных артиллерийских установок.

Новые образцы последних начали создаваться на танковых шасси с конца 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.

Благодаря героизму красноармейцев, трудовых подвигов тыловиков, надежности и неприхотливости нашей техники, Красная Армия разгромила фашистскую Германию, не смотря на то, что по началу войны они были на порядок лучше вооружены.

Машины Красной армии времен Великой Отечественной войны

Источник