Наше пьяное прошлое

Наше пьяное прошлое«Сократ мне друг, но истина дороже»

Не раз мне доводилось слышать от различных общественных, политических и религиозных деятелей о том, что Русь в прошлом была трезвлена, и только в последнее время народ наш начал спиваться и деградировать.

На миссионерском съезде присутствовал на выступлении одного из священников, который рассказывал об опыте профилактики алкоголизма и реабилитации алкоголиков у себя на приходе. Действительно добрый и неравнодушный пастырь. Относительно недавно начал это служение и добился первых впечатляющих результатов.

Но… Когда священник рассказывал о профилактике алкоголизма услышал от него рассказы о «золотом веке» трезвости на Руси.

Вроде этого: «И если сейчас в России ни одно застолье не обходится без крепких напитков, то наши предки крепких алкогольных напитков не знали долгое время. Пили медовуху или сурицу – забродивший на солнце настой целебных трав на ключевой воде с мёдом. Крепость этого напитка была 2-3 градуса (Прим. МС. священник на съезде даже назвал цифру 1,5 %). Потом появилось пиво, которое делали из зерна, и брага из фруктов и ягод. Их крепость тоже не превышала 3 градусов…»

В общем, наш народ начал спиваться при большевиках.

Но что-то не находят отклик в душе заверения о светлом и трезвом прошлом нашего государства. Пьянство всегда было следствием личной греховности человека, его неспособностью противостоять страстям. «Золотого века» православного благочестия на Руси тоже не было, поэтому сомнительно утверждение о повсеместной трезвости русских.

Читаем книгу историка, профессора А.П. Доброклонского (1856 – 1938) «Руководство по истории Русской Церкви». Этот труд в 1887 году был высоко оценен самой Православной Церковью, и автор был удостоен премии Высокопреосвященного митрополита Макария.  А.П. Доброклонский разбил историю Русской Церкви на четыре периода. При этом для каждого периода автор описывал в отдельной главе нравственное состояние общества. Вот цитаты.

Первый период (988 – 1237 гг.). «Также если не более обычного было пьянство. «Руси есть веселие пити, не может без этого быти», — замечает повесть о крещении князя Владимира. До каких размеров доходило пьянство, характерно говорят некоторые памятники того времени. Один араб Х века пишет: «Русские предаются питию вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи; часто случается, что они умирают со стаканом в руке». Феодосий Печерский так говорит в одном их поучений: «Одни ползают на коленях, будучи не состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух». Пастыри церкви в своих проповедях ратовали против этого порока, но безуспешно».

Второй период (1237 – 1588 гг.). «Пьянство было пороком всех классов общества. Пиры в высших кругах составляли как бы часть домашнего обихода: там была развита своего рода страсть к «тучным обедам», где поедалось «многое и сладостное» и «выше меры» выпивалось. Иностранцы, посещавшие Россию, дивились, как много выпивалось русскими; по их словам «на Руси все без различия, мужчины и женщины, мальчики и девочки, заражены пороком пьянства самаго неумеренного»; «несчастные работники и ремесленники часто истрачивают в кабаках все то, что должны были принести своим женам и детям, и остаются совершенного голыми». Многие напивались до бесчувствия и валились замертво. Больше всего выпивалось по случаю праздников и семейных событий. Пьянство не только не считалось за грех, но и признавалось самым лучшим и достойным (!) провождением праздника».

Третий период (1589 – 1700 гг.). «Нет страны, где бы пьянство было таким общим пороком, как в Московии», — говорил один иностранец (Олеарий), — он распространен в русском народе одинаково во всех состояниях, между духовными и светскими, высшими и низшими сословиями, между мужчинами и женщинами, старыми и малыми, до такой степени, что видишь на улицах там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное… и знатные бояре, даже царские великие послы тоже не знают никакой меры в употреблении предлагаемых напитков и льют их в себя, как воду, так что совершенно теряют человеческий смысл, а иногда до смерти напиваются. Праздник без пьянства и разгула был не праздник в глазах простого народа; для праздников правительство дозволяло ему варить пива, браги и меду. Со времени Бориса Годунова правительство обратило продажу питий в свою доходную статью и взяло под свою монополию; в сознании простого народа кабак стал «государевым»; с этого времени охота и возможность пьянствовать стали быстро развиваться.

Многие приносили и пропивали в кабаках все, что имели; случалось, что оставляли там даже рубаху и выходили вон нагими. В праздничные дни народ толпился у кабаков еще до обедни. На святках, масленице и Пасхе, когда пили особенно много, везде оказывалось множество опившихся и замерших пьяниц. В свою очередь, церковная власть постоянно обличала пьянство; но это было тщетно…».

Четвертый период (1700 – 1890 гг.). Говоря о четвертом периоде А.П. Доброклонский, был довольно скуп, да и к чему были нужны примеры, если он сам и его современники были этому свидетели: «В высшем обществе не стало безрассудных (обратите внимание на слово «безрассудных»!) попоек старого времени, с половины 18 века они уступили другим развлечениям, и пьянство там, несомненно, ослабело. Но во многих сословиях оно доселе составляет обычное явление. Более других страдает простой народ, особенно фабричный».

Ложь  и мифы с небылицами нигде не допустимы (в этом, к сожалению, преуспел профессор Владимир Жданов), даже в таком деле как противодействие алкоголизму. Конечно, в дореволюционной России были места и деревни, где люди вообще не пили, были и антиалкогольные бунты, было много трезвенников и обществ трезвости, но и порок пьянства был заметен, особенно в городах. В начале XX века среднее потребление алкоголя на душу населения составляла чуть больше 3,5 л в год, а это почти 10 бутылок водки на каждого жителя, включая младенцев. Кто-то их выпивал! Хотя это несравнимо современным потреблением алкоголя (более 15 л).

Примечательно, как одна ложь, паровозом начинает к себе притягивать другую, в том числе и религиозную. Владимир Жданов начал со лжи исторической о абсолютно трезвой Руси, лжи научной о, например, кефирном алкоголизме, и докатился до лжи религиозной, искаженных толкований текстов Священного Писания…

В этой же ловушке оказался и упомянутый священник, который начал приводить адвентистские (!) бредни о том, что Христос и апостолы никогда не пили вино, а только виноградный сок. И даже привел толкование сектантов, что под «хорошим» вином понимался кипяченый виноградный сок (это эпизод с чудом превращения вина в Кане Галилейской). При этом и тот, и другие отпускают в своей аргументации «…и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда НАПЬЮТСЯ, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

Как можно напиться виноградным соком? Представляю себе свадьбу трезвенников в Палестине: начале подают хороший виноградный сок, ну, типа сока «Я», потом более худшего качества, типа нектара «Моя семья»… еще литра два. А гости уже так напились сока «Я», что уже и не различают, что им налили виноградный нектар «Моя семья»…

Апостол писал  «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18). Опять же упиться виноградным соком очень сложно, его из-за кислотности нельзя  в принципе выпить много, но еще сложнее поверить, что виноградный сок может вызвать блудную страсть. Но еще и еще сложнее поверить, как сохраняли месяцами виноградный сок в Палестине, когда еще не была изобретена герметичная стерильная тара, пастеризация и т.п.

«Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Прит.12:22), и хватит уже рассказывать сказки про «золотое» прошлое Церкви, ибо можно потерять доверие людей в настоящем…

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви

«На злобу дня» — 22.11.2010.

Предлагаю посмотреть фильм с провоположной точки зрения: История одного обмана. О пьянстве на Руси

В фильме показан краткий, наглядный исторический обзор о появлении и распространении спиртного в нашей стране, разоблачены распространенные мифы об алкоголе.