Наступила Радоница ― день особого поминовения усопших.

радуница

После праздника Пасхи, православная церковь определенный день посвящает поминовению усопших, и сам этот родительский день называется Радоница, или Радуница. В этом году Радоница попадает на 10 мая, на второй вторник. Некоторые православные поминают усопших на Пасху или Светлую седмицу (неделю), тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников, но это не правильно. Поминание усопших в Церкви отличается от дней памяти, от воспоминаний о человеке. На Пасху в храмах проводят специальные богослужения по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И уж если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже и хоронят по особому пасхальному чину. Также следует отметить, что церковь не поминает умерших, у Бога нет мертвых, для Бога все живы, поэтому следует говорить об усохших. В связи с этим мы поминает усопших, а не умерших и не на Пасху или Светлую седмицу (неделю), а именно сегодня, на Радоницу.

Это связано с тем, что Светлое Воскресение Христово — праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь «сущим во гробех» — то есть умершим. Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет удивительно жизнеутверждающее название — Радоница. Само слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость».

Поминание в Церкви — это, прежде всего, молитва. На вопрос, почему надо молиться об усопших? Духовный отец трёх русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов отвечает):

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим, — говорит известный старец. — И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

На Радоницу мы стараемся непременно приехать на кладбище, но для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могилы. В этот день нам следует начать с посещения Божественной литургии. До начала службы в храме, подать записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действеннее молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды — это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Учение Святителя Иоанна Златоуста гласит: «Роскошное погребение не есть любовь к усопшему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения… достойный его и его прославляющий: это милостыня». Опыт Церкви показывает: и постоянная молитва об усопшем, и милостыня, подаваемая в его память, способны изменить посмертную участь человека. Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.