Патриотизм с позиции Православия

А. Сигутин

«Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4)

Согласно толковому словарю, «патриотизм» — это преданность, любовь к своему отечеству и народу. Настоящая же любовь по своей сути — духовна (ведь Сам Бог есть Любовь (агапе)), она — плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15).

Церковь всегда благословляла наше героическое воинство на защиту родного Отечества. Однако, ни в одном светском учебнике по истории России не сказано об этой духовной составляющей патриотизма, о роли православной веры. Хотя без нее не было бы той доблестной истории государства Российского, которой мы сейчас так гордимся. К примеру, кто из нас не восхищался подвигами и мужеством Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, святого Меркурия Смоленского (по велению Богородицы, он единолично вступил в схватку с неприятельским полчищем и обратил его в бегство), Александра Суворова, Фёдора Ушакова — а ведь все они были глубоко верующими людьми, понимающими, что без Бога победить невозможно. Наши воины защищали не только Родину, но и веру Православную. Не зря св. Александр Невский перед тем, как со своей небольшой дружиной напасть на многочисленное вражеское войско, молился: «…Владыко, услышь гордые слова врага, похваляющегося разорить святую Церковь Твою, истребить веру православную… Восстань на помощь и защити нас…». И по благословению владыки Серапиона святой князь вступил в неравную битву с агрессором и победил! Причем, несмотря на то, что сражение длилось с утра до вечера, русских погибло всего 20 человек.

История повторяется. Прошло 140 лет, и св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву — и снова победа! Прав был Александр Суворов, в сражениях не потерпевший ни единого поражения, говоря: «Чудо-богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал… Молись Богу! От Него победа!».

Давайте опять обратимся к истории. Ведь «память — сила, сплачивающая всякое предыдущее со всяким последующим. С ней только человек делается личностью, народ — нацией, страна — государством» (И.М. Сеченов). Великая Отечественная война началась в день, когда Церковь празднует память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась в день празднования памяти св. Георгия Победоносца, да еще на Пасху. В тяжелую годину для нашей страны, Сталин внял совету ливийского старца Илии: облететь на самолете с иконой вокруг Москвы, Ленинграда (Верховный главнокомандующий распорядился на всякий случай обнести иконой по воздуху еще и Сталинград), а также открыть храмы и монастыри, освободить из тюрем священников, прекратить гонения на Церковь… По сути, советское воинство на защиту Родины было вновь благословлено. И снова — великая победа! Можно уверенно сказать: в течение многих столетий Православие объединяло наш народ в борьбе с врагами Отечества. Однако, слова «патриотизм» и «православие» — не синонимы. Из патриотизма нельзя делать идола. У христианина Господь всегда должен быть на первом месте. Православному необходим патриотизм, но только не противоречащий христианству. К сожалению, сейчас некоторые суперпатриотически настроенные православные считают своими ближними лишь русских православных. Но, извините, это уже какой-то неоиудаизм (в иудаизме ближним называют только единоверца). Думаю, в данном случае полезно обратиться к творениям св. И. Брянчанинова: святые всегда помнили, «что ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они были совершены относительно Его (см. Мф. 25:40). Ненавидит такое понятие гордый падший ангел, и употребляет все меры, чтобы незаметным образом похитить его у христианина… Когда же это понятие по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближнему, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем».

К изречению: «люби врагов своих, ненавидь врагов Бога и Церкви, бей врагов отечества», — следует относиться с предельной осторожностью, тут недопустима ревность не по разуму. Митрополит Антоний Сурожский предостерегал: «Что касается до ненависти к врагам Божиим и к врагам Церкви — это очень рискованная постановка вопроса. Рискованна она тем, что очень легко называть всех своих врагов врагами Церкви и врагами Божиими. В спорах и политических разногласиях так легко считать, что я на стороне Божией, а кто со мной не согласен — тот на другой стороне». От некоторых приходилось слышать: «Христос же гнал кнутом „торгашей“ из храма и на фарисеев говорил такие жесткие слова, что сейчас бы за них подали в суд». Да, но нельзя забывать: чтобы так же поступать, нужно быть Христом, то есть иметь Его бесстрастие, любовь, мир в сердце… Поэтому «активным» христианам лучше руководствоваться словами св. Иоанна Кронштадтского: «Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога… не допускай ее до сердца; злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних, не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму…».

Мне уже не раз приходилось слышать шутливое обращение неверующих к христианам: «Вы что злой такой, верующий, что ли?». Как говорится, дожили… Первые же христиане с любовью относились даже к язычникам, побеждая зло добром. Например, из жизни святого Пахомия известно: он уверовал во Христа, будучи потрясен тем, что к нему, римскому солдату, верующие, видевшие его первый раз в жизни, проявили столько любви. В результате, он стал святым. А ведь, если б первые христиане были настроены «патриотически», они заявили бы: «Зачем нам любить иноверца-язычника, да к тому же римские легионеры Христа распинали?.. Он нам не ближний». Не правда ли, похоже на нынешний радикальный «православный патриотизм»? Конечно, нужно защищать и Отечество, и чистоту веры от агрессоров всех мастей, тайных и явных, но только в духе любви, без лютой ненависти, с разумением, чтобы «дров не наломать»… Верующие во всех отношениях должны быть воинами Христовыми. Ведь «тот, кто смиряется перед злом, сам уподобляется злу», — учили св. Отцы. И потом, настоящий патриотизм проявляется не только в экстремальных ситуациях (во время войны или каких-либо бедствий), но и в повседневности, выражаясь в активной жизненной позиции. Ибо, если христиане не противостанут злу, то «разорители» обнаглеют до предела…

Безразличный к Богу, равнодушен ко всему остальному, не так ли? Слово Божие гласит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8). Человек же, полюбивший Бога, начинает по-настоящему любить свою семью, своих родителей, свой дом, город, государство, свою Родину. Потому что Родина — это большая семья. Истинный патриотизм всегда начинается с любви к Богу и со стяжания Духа Святого, Который не попустит человеку впадать в крайности. «Такова тайна жизни христианской, — учит архиепископ Гурий (Степанов), — но она забыта нами, и большинство из нас совсем не знают Духа. Если мы примем эту тайну, то… все споры о личном и общественном служении, о молчании и затворе или широкой общественной деятельности отойдут прочь, ибо они будут освещены с высшей точки зрения». В данном случае хороший пример — афонский старец Паисий. Он, победив собственное равнодушие, не мог пройти даже мимо больного животного или растения, чтобы не оказать им помощь, не говоря уже о страждущих людях. Старец, подражая Господу, всех и вся любил. Но когда к нему приходили преступники, не желающие каяться и исправляться, он, не церемонясь, их выгонял. В каком-то смысле это и есть настоящий патриотизм! Не зря слово Божие учит: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4). «Покоритесь Богу…».