«Победи зло в себе самом, родишь в себе настоящего человека» (отзыв на роман Дмитрия Юдкина «Эхом вдоль дремлющих улиц»)

Известно, что рассматривая, висящую на стене картину, два разных человека, каждый по своему, отмечает красоту линий, из которых состоит схема рисунка. Так же и с книгой, прочитав которую, разные люди выхватывают из ее страниц более близкое им, и интерпретируют мысли автора каждый по-своему. Но все, кто прикасается к истинному творчеству, будь то художника, будь то писателя, едины в одном: они начинают думать.  В этом и есть прелесть деятельности художника, без разницы действует он кистью, или  словом. Заставить, прикоснувшегося к его творчеству,  задуматься.  И в этом же заключена  главная тайна мастерства. Остановиться, отойти в сторону от привычной суеты и оглянуться по сторонам – где он и когда он? Что и кто его окружает, и правильно он делает то, что делает сейчас, в сегодняшней своей жизни?

     Вот и я, перелистнув последнюю страницу романа «Эхом вдоль дремлющих улиц» Дмитрия Юдкина, остановился и…  Хотя можно сказать, что уже во время чтения начался процесс анализа прошедших событий моей жизни. И как-то так все просто получилось, на подсознательном уровне. Вроде идет повествование о человеке, который барахтается на дне социума, а переворачивая страницу за страницей, думаешь о своей жизни, о своих поступках. Выплывают из памяти ситуации, о которых как-то в суматохе нынешних дней и  подзабылось  уже. А бывали ведь у каждого из нас «деяния», за которые и стыдно вспоминать, а нужно. Нужно еще и еще раз их переосмысливать, чтобы вот так вот, как в книге, не свалится к Сивому в подвал, и не сесть с ним за один стол с пластиковым стаканчиком, в котором булькает сивуха.
    У автора хорошо получилось описать быт бомжующих личностей, прямо эффект присутствия появляется какой-то. Иногда возникало ощущение прохлады и влажности стен подвала, или презрительного, или равнодушного взгляда людей из «социально правильного мира», или прогулки рядом с бомжем «вдоль дремлющих улиц», и слушать, как мир звенит «пустотой и равнодушием».
   Далеко не каждое произведение нашей современной литературы заставляет задуматься над, казалось бы, обыденными вещами. После прочтения далеко не каждой книги задаешься вопросом, да и не одним: а достоин ли я ходить по родной земле, все ли сделал, что мог, чтобы хотя бы кому-то стало легче, если ему тяжело? А смогу ли я побороть сильное искушение, и как я с этим справлялся в прошлом? И кого во мне больше Ивана Крепилина или Сивого?
Кстати, автор удачно поместил этих двух персонажей в одном человеке. Символичны и их имена. Иван Крепилин – Сивый. С одной стороны – крепость, с другой – труха. Как день и ночь, свет и тьма, холодное и горячее. Такие разные, но связаны воедино. По-моему мнению, этот способ замечательно использован, чтобы показать вечную борьбу человека с самим собой, самую трудную борьбу. И не всегда человек выходит в ней победителем. На примере Сивого, автор хорошо раскрыл «перспективы» того уровня, на который попадает проигравший эту борьбу окончательно. Но тем не менее, всегда есть шанс вырваться оттуда, победить свое темное,  встать, и идти к свету. Даже оступившись раз, упав второй… восемнадцатый раз, все равно каждый раз вставать, и идти через ошибки, набивая шишки и себе, и рядом идущим. Несмотря на «звон пустоты»  вокруг, делать добро, большое и малое, т.е., помогать собственной душе подняться над своим злым. Еще на несколько дальнее  расстояние отодвинуть от себя тьму. Идти к свету, идти к нему всем сердцем. Побеждать Сивого в себе каждый день, и по нескольку раз на день.
Интересный метод применил автор в раскрытии истории главного героя романа. Каждый отдельный сюжет готовит к осмыслению последующего события. Умело переплетая настоящее и прошлое, автор предлагает читателю глубже почувствовать переживания и эмоции Крепилина-Сивого. Его скитания по огромным просторам бывшего Советского Союза. Его побег из благоустроенного, но чересчур упитанного   мещанского существования. Его размышления об утраченных идеалах и нынешнем потребительском отношении к жизни. О совести или «свободе от совести». Или о том, как «раньше рабочему человеку везде почет», а сейчас честный  трудяга для «деньгиимеющих» — лох!
Темы злободневные и насущные.
Автор предлагает читателю еще раз задуматься, и может быть,  даже переосмыслить свой «жизненный стержень». Подумать над своими приоритетами.
Но главная, по-моему мнению, идея заключена в одном абзаце, и мне хотелось бы его полностью процитировать:
 «Крепилин – за здоровое чувство национального самосознания. Потому что оно – именно здоровое. Естественное. Каждый человек обязан любить свою Родину, свой народ, свою семью. Будь ты англичанином, немцем, турком, калмыком, зулусом, арабом, украинцем, белорусом – в первую очередь ты любишь свой народ. Свою Родину. Страну, где живут твои близкие, где ты родился, где говорят твоим языком, где молятся одними с тобой молитвами, изрекая священные слова хвалы Господу, где твоим соседям будут понятны твои привычки и вкусы. А вот не любить свой народ – противоестественно, антиприродно. И человек, не любящий свой народ – одряхляюще болен. Он дряхлеет больше душой, чем телом. В нем завелась червоточина. И как ошибаются те, кто надеется на ее безобидность. Она – злокачественная, обезображивающе-разрушительная, обескровливающая и омертвляющая –  еще при жизни. Ее ничем не скроешь. Даже если ее сразу не продиагностируешь, то все равно почувствуется эта денатурационность, когда у человека недостает чего-то крайне важного, невзирая на целостно-сохранность рук, ног, головы, и ему этого чего-то очень не хватает, причем, сам больной может внушать себе все, что ему угодно, но диагноз однозначен – он неполноценен. Что бы не говорил больной в собственное оправдание. Любить Родину должно инстинктивно. Как ты любишь свою семью. Своих мать, отца, братьев и сестер. Самое нам близкое – Родину и кровных родичей – нам не дано выбирать. Это предрешено свыше. Космической жеребьевкой при непостижимых таинствах внеземной мудрости. И ты обязан любить землю, на которой тебе выпало родиться, ты обязан защищать ее от врагов, ты обязан заботиться об ее процветании: она тебе – родная. Твоя родная земля.»
Подписываюсь под каждым словом!
Книга имеет не только воспитательный эффект, но в ней заложен и немалый информационный пласт. Если сказать кратко, книга не только интересная, но и нужная сегодняшнему русскому человеку. Спасибо автору за его труд!
Жду следующих книг!
Дмитрий Горопацкий.