Соринка в глазу.

Сегодня модно быть верующим. Кого ни спроси – все кругом верующие. И большинство – православные. При этом, если начнешь разбираться, во что же конкретно верят подобные граждане, то быстро выяснится, что вера их мало чего общего имеет с традиционными религиями. Человек, уверенно называющий себя православным, может верить в переселение душ, карму, домовых, отмечать китайский новый год и ходить снимать порчу к экстрасенсам. С точки зрения «классического» православия подобный букет является чудовищной ересью и грозит отлучением от церкви.

Материал не особо оригинальный, можно сказать типовой. Но, тем и интересен. Как ни печально, но во многом автор прав, хотя и с оговорками. Описываемая ситуация была характерной скорее для 90-х. Сейчас она изменилась. Это изменение пока незаметно человеку не воцерковленному, но если смотреть на ситуацию изнутри, положительная динамика очевидна. Медленно, но неуклонно, храмы наполняются постоянными прихожанами, имеющими куда более глубокое представление о Православии, чем люди, о которых пишет автор. Работа по катехизации, являвшаяся долгое время диковинкой, идет вовсю, активно развивается миссионерство. Но, это так, к слову. Во-первых, автор действительно прав и значительная часть тех самых 75-80 % православных, периодически фигурирующих в различных соц.опросах, пока действительно слабо представляют даже азы Православного учения и готовы верить во что угодно, а во-вторых, разговор немного о другом.

1 – автор позиционирует себя как коммунист и тут сразу в голову приходит «чья бы корова мычала». Людей, считающих себя коммунистами, сейчас не так много, как считающих себя православными, но тоже порядочно. Определенная ирония ситуации заключается в том, что современные российские коммунисты тоже мало чем могут похвастаться в том плане. За прошедшие с развала Союза годы грамотность сегмента российского общества, именующего себя коммунистическим, снизилась на порядки. Сказать, что сложно найти человека, разбирающегося в тонкостях научного коммунизма, это конечно перебор, но массовой информированности нет и в помине. Основная масса «просоветски» настроенных людей знает только то, что при Союзе жить было хорошо, дешево, безопасно и патриотизм был в цене, а на тонкости марксистской теории, даже в ленинском ее варианте (уж не говорю про современный) им глубоко плевать. Так что, значительная часть «коммунистов» и значительная часть «православных», в плане мировоззренческой оформленности – одного поля ягоды.

2 – если говорить не о коммунизме, как о частности, а о научной картине мира, то ситуация не менее плачевна. Борцы с религией обычно козыряют формулировкой о «светскости» нашего государства. Как юридическая категория она уместна, но разговор обычно идет дальше. Печальная реальность, господа, разделяющие «научную картину мира» состоит в том, что ее, как массового явления, давно нет. Феноменом доктора физико-математических наук, «научно знающего» про феншуй и гороскопы, уже давно никого не удивишь. В стране, где одним из самых популярных шоу является «Битва экстрасенсов», нельзя говорить ни о массовом научном, ни о массовом монотеистическом мировоззрении. Вы, полноценные, осмысленные атеисты – меньшинство, к сожалению или к счастью не знаю. Да , есть какие-то ростки, одаренная молодежь, дожившие советские мастодонты, но в общем – вымирающий вид, И это естественно. Распад Союза и рывок России в постмодернистский Запад отбросил нас отнюдь не в христианское средневековье, как вы об этом часто говорите, а гораздо дальше – в синкретичный пантеизм поздней античности. Когда много мировоззрений и демонов их населяющих, и дело личное – верить в какое-то одно или во все сразу.

Разница между Православием и научным атеизмом, в этом плане, только одна. Любое, концептуально оформленное мировоззрение, разделяет общество, его принимающее на три неравных сегмента (процентное соотношение дается условно). Интеллектуальная элита – 10 процентов населения, не просто понимающих концепцию, но и генерирующих новые идеи в рамках ее. Это представители «умного Православия» — клир и мирская интеллигенция Российской империи и. соответственно, идеологический сегмент Партии и интеллигенция СССР. Обыватели – 60 % населения, не особо разбирающихся в тонкостях, но верно принимающих основные постулаты, создаваемые элитой. Представители периферии (интеллектуальной естественно) – 30 % населения крайне далекие даже от основ концепции, «слышавшие звон». Здесь обитают самые дикие суеверия и мировоззренческие противоречия, от «демонов, похищающих души младенцев», до «грабь награбленное».
Так вот разница состоит в том, что православная интеллектуальная элита была физически уничтожена в 20-40 — ее. гг. 20 в., расстреляна и сгноена в лагерях. Ее небольшой осколок, сохраненный волею Иосифа Виссарионовича, не мог ни развиваться, ни что-то там генерировать, «не до жиру, быть бы живу». И это причина нынешнего состояния значительной части православных. Но она возрождается, медленно, а порой мучительно. Это возрождение не фиксируют СМИ, оно не попадает в ТОП блогов – нет скандала, нет и темы. Но для человека, видящего ситуацию изнутри, это возрождение видимо и ощутимо. И слава Богу. А вот интеллигенция, генерирующая «научную картину мира» не зачищалась. Профессоров с кафедр научного коммунизма не расстреливали и не отправляли в тюрьмы. Интеллектуальная элита СССР изгнила сама, выродилась и обрушила великое государство, основой которого являлась. Поэтому, Православие возродится. Да, не так быстро, как хотелось бы, но процесс идет. А вот противоположная сторона, на мой взгляд, под большим вопросом. Так что, господа научные атеисты, разберитесь со своими проблемами. Рост числа православных – далеко не основная из них.

P.S. Фрагмент Жития Василия Великого, активно используемый некоторыми недалекими гражданами, как аргумент, в пользу раннехристианского каннибализма, будет разобран отдельно.