Усиленная молитва по соглашению

Какая самая сильная молитва тут на земле перед Богом, которая гарантирует Его присутствие? Какое для этого существует богословское и литургическое обоснование в жизни Православной Церкви? Об этом важно обосновано говорить из-за того, что некоторые псевдоапологеты отрицают ее очевидность.

  1. Экклезиологичность и христологичность молитвы по соглашению.
  2. Практическое применение и формы молитвы по соглашению.
  3. Литургическое происхождение соборной молитвы по соглашению.
  4. Историческое происхождение молитвы по соглашению.
  5. Святоотеческое и патристическое учение о молитве по соглашению.
  6. Экклезиологичность и антисектантность молитвы по соглашению.
  7. Библейская и литургическая этимология слова усиленной молитвы по соглашению.
  8. Святоотеческая практика молитвы по соглашению.
  9. Выводы.

 

  1. Экклезиологичность и христологичность молитвы по соглашению

Все православные виды и формы молитв, гимнов, богослужений сводятся и подводят к главному таинству – единению со Христом – к Причастию: «Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот прибывает во Мне и Я в нем” (Ин.6:56).

Необходимость молитвы в жизни человека и Церкви вытекает из антропологической  сущности природы человека и природы Основателя Церкви – Богочеловека Иисуса Христа: Все мы едины, а Христос — глава. Едино тело, тело Христово: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27).

Молитва по соглашению нам подана от Первосвященника Иисуса Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»( Мф. 18:19,20).

Итак, суть молитвы по соглашению это когда верующие соглашаются между собой в единой просьбе и обращаются к Богу «о всяком деле», когда верующие, собранные во имя Его, тогда Христос посреди них! Этим и обосновывается экклезиологичность и христологичность молитвы по соглашению.

  1. Практическое применение и формы молитвы по соглашению

Церковь обладает разными видами и формами молитв. Более всего распространенной формой молитвы по соглашению, кроме текстовой под одноименным названием, употребляют псалмы, а в гимнографической форме это акафисты, каноны, так же разные молитвы святых отцов, например, афонская «Молитва задержания». Особенно нынче эту молитву благословляют читать по монастырям или в особых случаях гонения и наваждений от лукавого. Молитва по соглашению практикуется в разных православных странах мира, особенно на Украине, когда происходят гонения на Православную Церковь.

  1. Литургическое происхождение соборной молитвы по соглашению

В литургическое сознание верующих уже вкладывается необходимость единения верных чад, в начале первой литургической ектении мы возносим «Миром Господу помолимся», далее молимся «о соединении Божиих церквей помолимся». Литургия – это центр молитвенной жизни православного христианина, призывающий к единению «друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».

Прекрасным литургическим памятником первого века, подтверждающим первоапостольское происхождение молитвы по соглашению, которая имеет сходные черты с евхаристией, дошедшим до нас является книга, известная нам под названием «Дидахе» или «Учение 12 апостолов», где преподается литургия первых христиан: «Что же касается Евхаристии, совершайте ее так (…) Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (Гл.9:1-4). «Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки» (Гл.10:5).

В современной редакции Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а так же в евхаристических молитвах имеются моления о единстве Церкви, где подробно перечисляются ее верные чада, начиная с иерархии небесной и земной «В первых помяни Господи…».

Итак,  в молитве по соглашению видим черты евхаристии, а в евхаристии черты молитвы по соглашению:

  • В молитве происходит обращение к Богу;
  • Соборное единение молящихся, в каком бы они месте не находились («рассеянных по холмам» и «от четырех ветров»);
  • В молитве обязательно есть и перечисление имен верующих и иерархов, молитвы друг за друга;
  • Совершение ее происходит в назначенное время.

В редакции литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого молитва  по соглашению предваряет саму евхаристию и входит в состав священнической тайной молитвы третьего антифона:

«Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. Возглас: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки векав».

Молитва по соглашению находится в литургическом (общественно-православном) пространстве, неотделимом от нее, и она не может существовать без него.

К сожалению, те, кто недостаточно обладают молитвенным литургическим сознанием, отрицают очевидность согласования и единства между разными людьми с разным духовным опытом, нравственным состоянием и текущими потребностями, просимыми в молитве по соглашению. Т.е. молитва по соглашению, как видно из Святого Писания и Евхаристии, дает единство только во Христе!, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»( Мф. 18:19-20).

Молитва по соглашению это неотделимый состав Божественной литургии и екклезиологического (церковного) единства христиан.

  1. Историческое происхождение молитвы по соглашению

Молитва по соглашению дана нам нашим Спасителем Иисусом Христом апостолам и ученикам.

Молитва по соглашению – это древняя христианская практика, которая была востребована в ранний период гонений на христиан, когда они не всегда могли собраться вместе, так как это было небезопасно, оставалось только в назначенное время совершать молитвы по соглашению Богу.

Первые четыре века Церковь Христова была гонима и кроме того что не всегда верующий могли собираться для молитвы, не всегда они могли совершать богослужение со священником, оставалось только по соглашению в одно время молиться вместе христианам. Это было важно и потому, что в первые века еще общего устава совершения богослужения не существовало.

До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего (61-113гг.) с императором Траяном, свидетельствующая, что христиане для молитвы собирались в согласованное в одно время: «Они имели в определенный день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу».

Молитва по соглашению очень близка по своему составу Евхаристии первого века, как это видно из книги «Дидахе» (60-70гг. по р.х) и не отделима от литургического сознания верующих.

Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого являются редакцией древней Антиохийской литургии, из которой вошла в эти литургии священническая тайная молитва по соглашению на третьем антифоне: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый…»

  1. Святоотеческое и патристическое учение о молитве по соглашению

Вот как поучает святитель Тихон Задонский: «Молитесь друг за друга, ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12, 5)» (Творения. Т.2 М., 1899г. с.328 §246).

А так поучает о молитве по соглашению святитель Филарет (Дроздов): «Расширим сердце наше молитвою, и обымем ею всех человеков. В ней и отдаленное да соделается близким, …высокое и низкое равным пред лицем Всевышнего. В ней да угаснет вражда, и любовь да воспламенится более сильным и чистым пламенем» (Слова и речи Т.2, 1877г., с.133-134)

Св.прав.Иоанн Кронштадтский так пишет по этому поводу в книге «Моя жизнь во Христе»: «Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как «все исполняющий», так как «мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17; Еф. 4, 4).

О молитве по соглашению говорит митрополит Сурожский Антоний (Блюм): «А ведь это и есть молитва по соглашению, когда два сердца болят одной болью».    

  1. Экклезиологичность и антисектантность молитвы по соглашению

Очень важным является то, что как в первых веках, так и сейчас, когда появлялись разные секты, расколы, ведущие в погибель людей – это сохранение апостольской преемственности в поминании действующей благодатной иерархии. Апостольские правила и правила Соборов, по которым живет Церковь Христова, говорят нам о необходимости поминать предстоятеля Церкви, как это происходит в Болгаре.

Молитва по соглашению это не только неотделимый состав Божественной литургии и литургического сознания верующих, но и практическая молитвенная форма экклезиологического (церковного) единства христиан во Христе (1 Кор. 12:27).

Итак, антисектантность молитвы по соглашению состоит в поминании иерархов Церкви и верных чад, а экклезиологичность – в молитвенном церковном единстве христиан.

  1. Библейская и литургическая этимология слова усиленной молитвы по соглашению

Усиленная молитва – это прямое литургическое и библейское слово и духовная практика.  Апологеты и противники усиленной молитвы в святых местах за предстоятеля Церкви вдруг уцепились за «колдовское» слово «усиленная» молитва, как будто в этом действии кроется некий «магизм», «оккультизм», «коммерческий культ» и т.д. Для них почему-то легче навешать ярлыки и штампы, что это «сектантство», чем изучить литургическую молитвенную традицию Православной Церкви и ее практиковать.

В богослужениях (Литургии, Утрене, Вечерне), а также в составе разных молебнов и треб существует такая молитва, которая так и называется «Сугубая молитва» или «Сугубая ектения», что означает усиленное моление. Слово «сугубая» молитва  происходит от славянского слова «сугубити» – «усиливать, удваивать», так же переводится как прилежно молиться. На греческом это слово пишется так (ενέργεια (energeo), ισχύος,) и имеет такое же значение в литургическом контексте. Но как оказалось, у «апологетов» – противников завета Христа о молитве по соглашению, это слово вдруг для них превратилось в некую «магию» и «шаманизм», которые исполняют желания. К сожалению «апологеты» не знают, или сознательно укрыли слова Святого Писания следующие: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:18-19). Сам Господь Бог Иисус Христос  Христос говорит нам «просите и дано будет вам» (Мф. 7:7).

Даже святой апостол Павел неоднократно подтверждал, что он спасался благодаря   молитвам за него многочисленных учеников его: «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих» (2Кор. 1:10-11).

В Священном Писании, мы так же видим, что люди возносили усиленную, прилежную молитву Богу. Апостол Иаков, известный тем, что существует его литургия, говорит в «Соборном послании» о молитве по соглашению – «молиться друг за друга усиленно»: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная (ενέργειо, energeo) молитва праведного» (Иак. 5:16). Жители Ниневии усердно (ισχύος, ενέργειо) взывали к Богу (Ион.3:8) и были помилованы после покаяния.

Существует множество достоверных свидетельств на протяжении веков об исцелениях людей, об изменении сложных жизненных обстоятельств, обращение веры в Бога, возвращение в Православную Церковь, которые произошли после совершения молитвы по соглашению.

  1. Святоотеческая практика молитвы по соглашению

Из святоотеческой практики мы знаем, что молитву по соглашению практиковали великие святые и молитвенники за землю русскую как, например, святой праведный Иоанн Кронштадский, такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), московский пастырь Константин Ровинский. Эти благочестивые отцы нам оставили тексты молитв по соглашению, в основе которых лежат слова Спасителя (Мф. 18:19).

В книге о созерцательной Иисусовой молитве «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», мы также встречаем примеры, где главные герои – духовник и странник, а также и другие молитвенники,  практикуют Иисусову молитву по соглашению.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о молитве по соглашению в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «На личном опыте убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от всего сердца!».

  1. Выводы:

Итак, молитва по соглашению – это исполнение на деле сказанных слов нашего Спасителя Первосвященника Иисуса Христа! Таким чудесным практическим массовым примером, молитвенным феноменом, где молятся верующие, в том числе и за нашего патриарха, является «Молитва по соглашению вместе с Болгаром» https://bit.ly/2wOd3ve.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18,19).

Автор: Доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, протоиерей Олег Трофимов

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =